Главная » Статьи » Мои статьи

Заточка ножа до строгания волоса.

Заточка до строгания волоса.

В конце я достиг желаемого уровня мастерства заточки и теперь могу заточить нож до состояния строгания волоса. И не просто могу, а добиваюсь этого всегда, а не случайно.

Вот как я это делаю.

1. Формирование Режущей Кромки (РК).

Наиболее утомительный этап, поскольку требует наибольшего съема материала с клинка. Заточка на камнях, у которых поверхность плоская и широкая требует такой же плоской и ровной Режущей Кромки (РК). Режущие кромки, которые затачивают на заводе - даже если они отменно остры, далеко не всегда идеальны и это сразу становится заметно, когда начинаешь точить на плоских брусках. Стороны заводской РК могут быть разной ширины, разные углы, углы могут меняться по мере приближения к острию или рукояти, РК может быть слегка изогнута - и так далее, естественно в большей или меньшей степени. На заводах затачивают ножи на кругах и потому стороны РК во многих случаях не ложиться идеально на плоскость камня и потому практически всегда приходиться перетачивать - иначе какие-то участки РК камень может просто недостать и не заточить.

Это на самом деле большая проблема, для меня идея о том, что на заводе заточка может вполне, была не очевидна, особенно в отношении известных брэндов. Новички склонны винить собственную неопытность, однако в какой то момент понимаешь, что это все-таки РК с завода немного кривая, а не собственные руки. А если начинаешь думать, что сам как-то не так точишь, пытаешься это исправить, так или иначе, в конце в лучшем случае нож остается не заточенным, в худшем РК оказывается запоротой. Поэтому не стоит если сразу не получается во всем винить себя - надо просто сначала сформировать свою собственную РК, под себя, под свои руки и движения, а это требует не только аккуратности, но и времени и терпения. 

Сразу скажу, что двумя тремя движениями при заточке не обойдешься. Терпением надо запастись заранее. У меня заточка от клинка с несформированной РК, до строгания волоса, займет наверно около часа,  с перерывами.

Ну, скажем так - требует времени и терпения, если нет алмазного камня DMT D8XX - экстра  грубый (eXtra eXtra Coarse - размер абразивная - 120 микрон - 120 mesh). Эта штука съедает металл не хуже ленточного гриндера. Настоятельно рекомендую его приобрести, формирование РК получается легко и непринужденно - максимум 20 минут. До этого я формировал РК  несколько дней (по нескольку часов) пока не надоест, особенно когда надо было много материала снимать на толстых РК Ranger. Вот не полный список того, что я заточил за последние полгода или чуть больше:

CRTK Apache I - ATS34 - убрал зубчики (кстати, за 15 минут)
CRTK Apache III - ATS34 - убрал зубчики
Spyderco Endura ZDP 189
Spyderco Delica ZDP 189
Zero Tolerance - CPM S30V
4 x Busse Game wardens - INFI - ужасной толщины РК полностью переточена на 30
2 x B
2 x Busse Badger Attack - INFI - толстенная РК переточена на 30
2 x Busse Meaner Street - INFI - толстенная РК переточена на 30
Swamp Rat HRLM - SR101 - толстая РК переточена на 30
Swamp Rat Ratmandu - SR101  - толстая РК переточена на 30
2 x Laury PT (63HRC) - UHB17va
Laury Leuku - UHB17va
2 x M.Calldwell - 154CM
Spyderco Military - CPM 440V
Spyderco Military - CPM S30V
Spyderco Military - BG-42
Cold Steel ODA - 420HC
Buck Strider Solution 888 - ATS34
Marychev Chirok - 95x18
4 x Yuna Hard - ZDP189
Kershaw ZT302 - CPM S30V
SwampRat Rat Trap - CPM S30V
Microtech Socom Elite - CPM S90V
Busse Active Duty - INFI
Kershaw Tyrade - CPM D2 - убрана S-образность
Benchmade Ares - D2
Kiku Matsuda Tanto II - OU31 - убрана S-образность
Benchmade William&Henry 710 - M2 - убрана S-образность
CRKT M1 AUS8 - убрана S-образность
G-Sakai Bosen Enkuto SRS15 - убрана небольгая S-образность
Fehrman PieceMaker F3V (CPM 3V) - толстая РК переточена на 30 градусов
РосОружие Утес 110х18 - Заточка утолщения РК у рукояти
Dozier KS2 D2 - убрана небольшая S-образность


 

Выдерживание нужного угла не составляет никакого труда, при наличие подставки как у меня. Прямоугольный треугольник шириной 2 3/4 дюйма - 70мм и углом в 15 градусов, обклеенный кожей замшей наружу, что бы не скользил. Соответственно я кладу на него камень и точу нож, выдерживая клинок строго горизонтально - РК точится соответственно под углом в 15 градусов с одной стороны и 15 градусов с другой - в сумме 30 градусов. Можно напилить подставок и под иные углы, но меня вполне устраивает 30 градусов. 

Чем длиннее камень, тем удобнее - вся РК точиться одним движением. Точить надо режущей кромкой вперед. Я слышал про вращательные движения, но  это для стамесок больше подходит, чем для ножей. Точу я так одну сторону, пока на РК на противоположной стороне не образуется заусенец по всей длине - это индикация того, что камень вышел на самый край РК, и сталь при заточке типа выдавливается на противоположную сторону. Не знаю точно природу образования этого заусенца, но именно его надо добиться по всей длине, как только камень стачивает до противоположной стороны, появляется этот заусенец. Заусенец - вещь далеко не эфемерная, вполне хорошо виден и легко прощупывается.

Как быстро образуется такой заусенец по всей длине, зависит и от того насколько хороша заводская заточка - сразу станет видно, где РК прогнута, где кривовата. Ситуация когда где-то заусенец имеется, а где-то его еще нет - совершенно нормальное явление и не стоит по этому поводу особых мер предпринимать - типа задирать угол, что бы быстрее заусенец появился везде. Терпение и еще раз терпение - надо продолжить точить под тем же углом. У меня поначалу были проблемы с той частью РК, которая у рукояти - я держал нож недостаточно ровно - то есть вроде бы положил его плашмя, но  оказывается под каким-то минимальным углом, из-за которого образовывался какой-то минимальный зазор, часть РК у начала не точилась. Чтобы все это проверить, надо взять фломастер, черный лучше, покрасить им РК и провести пару раз по камню - сразу станет видно, какая часть РК стачивается, какая нет. 

Когда образовался заусенец по всей длине, надо начать точить клинок с обратной стороны, до того момента как, на противоположенной стороне образуется такой же заусенец по всей длине. При этом надо смотреть, чтобы заусенец был именно с противоположной стороны, сформированный вновь, а не оставшейся от предыдущего сеанса. Иногда, когда заводская заточка кривая и одна сторона РК явно шире другой или они сходятся под разными углами к вертикали, на одну сторону я могу потратить больше времени, даже когда заусенец сформировался, просто для того, чтобы сделать РК симметричнее. Обычно я считаю сколько раз я провел клинком по камню, и через каждые 50 раз камень мою мыльным раствором.

Вообще это самый продолжительный и самый ответственный этап заточки - начальное формирование. Дальше идет улучшение - заточка более мелким абразивом и полировка уже имеющейся РК. Однако этот этап необходим только один раз, в дальнейшем, когда нож затупиться и его надо будет наточить опять, этого уже не потребуется, если конечно РК не убита совсем. 

Заточка:
После того, как сформировался заусенец по всей длине во второй раз, я меняю камень с eXtra eXtra Coarse - 120 микрон на Coarse - 45 микрон (325 mesh)

Заточка алмазными камнями.

Собственно после Extra Extra Coarse у меня следуют только два камня Coarse (45 микрон 325 mesh) и Extra Fine (9 микрон 1200 mesh). Процедура заточки абсолютно аналогична - точу одну сторону до формирования заусенца, перехожу на противоположную после формирования заусенца и на ней меняю камень. Эти этапы занимают гораздо меньше времени, поскольку основная масса металла снята и идет только улучшение поверхности. Для контроля сохранения угла я рекомендую опять воспользоваться фломастером, чтобы убедиться, что угол не задирается.

Заточку в принципе можно завершить и на этом этапе, тогда РК получиться грубая - волосы брить  все равно будет - волоски будут отскакивать, поскольку нож их в такой ситуации скорее выдирает, чем срезает (и это, весьма чувствительно), но зубцы у нее на самой кромке будут соответствовать размеру абразива, то есть после Coarse они будут порядка 45 микрон. Только надо избавиться от заусенца. Это делается под тем же самым углом, теми же самыми движениями, но надо это делать без давления и попеременно с одной и другой стороны. Опять же ключ к успеху здесь терпение - я обычно делаю по тридцать проходов. Заусенец исчезает, где-то около 15 проходов, но я продолжаю все равно, вдруг он не сточился, а обломался, надо позаботиться, что бы наверняка место предположительного облома заточилось.

Так можно делать и после Coarse и после Extra Fine. Такие зубчатые заточки (говорить о микропиле немного безграмотно - любая заточка оставляет микропилу, вопрос только в размере зубцов) хороши для реза, в котором больше присутствует потяг, чем внедрение. Понятно, что любой рез это комбинация и потяга и внедрения. Я лично предпочитаю ножи с самыми мелкими зубчиками, но если, например, резать много бумаги по плоскостям - скорее кроить, то лезвие с крупными зубцами, как мне показалось предпочтительнее.

После Extra Fine я перехожу к полировке РК на коже. Есть у DMT камень Extra Extra Fine - 3 микрона 8000 mesh, но я честно говоря разницы не почувствовал и в результате его не использую.

 Полировка на коже.

Видимо алмазы меньше определенного размера к стальной подложке приклеивать сложно технологически, поэтому алмазных камней с абразивом меньше 9 микрон нет (не считая 3 микронного Extra Extra Fine, который с моей точки зрения от 9 микронного Extra Fine не отличается). Поэтому, если хочется точить дальше, нужно переходить на кожу, загруженную абразивными порошками. При микроскопических размерах абразив попадает в поры на коже и получается своего рода точильный камень. При этом кожа мягкая и не портит, не гнет, не ломает самый край режущей кромки, который чем дальше, тем становиться все тоньше, все деликатнее. В этом смысле коже не уступает японским водяным камням, которые то же мягкие и то же не портят кромку. А вот на керамике с этим достаточно сложно, на керамике нужно быть гораздо аккуратнее – настолько, что я вероятность хорошего результата оцениваю весьма низко.

Я использую, как основной абразив для кожи пасту ГОИ или Green Rouge он же оксид хрома - полировальное средство ювелиров. Изначально ювелиры полировали ржавчиной - красным порошком оксида железа,  французский Rouge - красный. Со временем так стали называть полировальные порошки, которые появились разных цветов и зеленый и белый и пр. Вот и стали называть Green Rouge - что есть ни что иное, как Зеленый, Красный... Впрочем, все остальные порошки слишком мягкие для стали и используются ювелирами для мягких металлов - золота и серебра. Сталь особенно нержавеющую реально полирует только оксид хрома или Green Rouge.

Паста ГОИ - Государственного Оптического Института используется для полировки линз и зеркал - для оптики  и стали оставляет хорошую зеркальную поверхность. Размер абразива я полагаю меньше микрона, но точно мне не известно.

Полируется режущая кромка на коже заряженной абразивом ровно наоборот, то есть движение обухом вперед. Основная задача не скруглить РК. Представьте себе кожу, как мягкую подушку, которая продавливается при прикосновении. Из-за того, что она продавливается и может легко ликвидировать угол на самой кромке - скруглить ее. Это то, чего следует избегать, что практически получают все, кто доводит клинки на коже! В основном народу надо избавиться от заусенца, но не хватает терпения, поэтому все удаляют заусенец на коже, заодно удаляя собственно саму режущую кромку - скругляя ее. Поскольку доводят обычно тремя, четырьмя проходами - ровно столько, чтобы кожаная подушка избавилась от заусенца, округление происходит не сильное и не очень заметное, но высокой остроты не получиться, хотя волосы брить будет.

Я это все сам проходил и неоднократно наблюдал, оценивая результат на нитке – получалось, что после керамики использование более тонкого абразива на коже приводило к потере остроты! РК превращалась в зеркало, брить предплечье то же было можно, но вот нитка неуклонно показывала потерю остроты. Поэтому надо к заточке на коже подходить очень аккуратно, действовать весьма деликатно, набравшись терпения! Кстати все разговоры о мыльном резе полированной РК и преимуществах микропилы следуют именно отсюда - народ полирует РК, на самом деле затупляя ее, типа жалуется, что вот полированная РК режет хуже - ну конечно, как ей скругленной резать.
 

Угол полировки должен быть меньше. Я как бы обманываю себя - ставлю себе задачу не саму режущую кромку полировать, а только ее стороны, саму кромку не затрагивая, типа только для косметических целей. Далее стараюсь при этом на нож почти не давить. В результате из-за того, что рука дрогнет или еще по какой причине, но кожа все равно чиркает по самой кромке, но ровно насколько надо ее отполировать и не скруглить при этом!

Но все равно, этого самообмана не достаточно. Устройство заточки должно амортизировать дрожь в руках и прочее - тонкую РК легко испортить неосторожно. Поэтому я использую тонкую кожу, что бы тянулась лучше с одной стороны и не сильно проминалась с другой. Кроме того, я ее не наклеил на деревяшку, а натянул не очень сильно. Таким образом, кожа не прикреплена к подложке и если надо растянется, амортизирует мою неловкость. 

Полировка:
На коже я клинок не довожу, я не избавляюсь ею от заусенца - для этого кожа не нужна, а нужно только терпение и усидчивость, на коже я РК конкретно полирую! Трачу я на это достаточно много времени - как минимум по 50 раз, а то и 200 с каждой стороны, чтобы РК была как зеркало, после этого я полирую стороны ножа попеременно то же раз тридцать самыми, самыми легкими движениями. 

В результате большинство сталей начинают строгать волос. Вот собственно, как только что заточенный Buck 888 строгает волос.

И результат.
Некоторые супер стали типа CPM S90V и ZDP189, требуют после оксида хрома еще полировки на коже заправленной 0.15 микронным алмазным порошком, чтобы достичь состояния строгания волоса.

Честно говоря, я не вижу в этом процессе ничего особенно сложного, ничего такого, что требовало бы особых навыков и прочее. Я абсолютно уверен, что любой может стабильно добиваться аналогичных результатов.


При заточке огромное значение имеют простые, но не всегда очевидные моменты. Например, освещение или удобный стол и стул или поверхность, на которой лежит камень - ровная и не скользкая, как-то в первую очередь обращаешь внимание на угол, но при этом, чтобы этот угол выдерживать необходимо. Чтобы камень не шатался, не двигался, стоял ровно, видно все было хорошо и чтобы движения при заточке были легки и не скованны. Сейчас я все делаю одним движением, поначалу приходиться потратить довольно много времени, чтобы это одно движение охватывало все РК – где-то надо снять больше, где-то меньше. Но зато потом заточка происходит легко и не принужденно.

Если не резать алюминиевые уголки и пр., то обычно, достаточно нескольких движений по ExtraFine DMT и небольшой полировки хромоксидной пастой. Одной полировки пастой не достаточно, поскольку она не может из-за мягкости сформировать ровную плоскость на РК, для этого нужна твердость алмазного бруска, и потом уже паста.

И еще один из главных моментов, о котором я совсем забыл - хромоксидная паста должна быть слегка подогрета. Вот все лето точил на улице под жарким солнцем, а перешел в дом и никак не могу добиться внутри дома строгания волоса! Раньше я ставил сильную лампу, а сейчас совершенно про это забыл.


 

Note. Алмазы - лучший друг мужчины. Работают быстро и чисто - никакой воды или масла не надо. Кроме того, высоко ванадиевые стали ничего другое особенно и не берет - карбиды ванадия тверже оксида алюминия (керамики). А по цене алмазы вполне доступны, и уж точно окупаются лучше всего остального. 

После формирования заусенца на другой стороне, я меняю камень. После Extra Extra Coarse у меня идет Coarse. Все также - нахожу правильную позицию, чтобы РК затачивалась по всей длине. После образования заусенца, мою камень и перехожу на другую сторону. После определения правильного положения заточка двигается быстрее, до формирования заусенца.

 Для справки:
Extra Extra Coarse - 120 microns или 120 Mesh
Coarse - 45 microns или 325 Mesh
Extra Fine - 9 microns или 1200 Mesh

Последняя стадия заточки на алмазных брусках. Опять же останавливаюсь, как только сформировался заусенец. Кстати - заусенец образовывается на противоположенной затачиваемой стороне, это во всех случаях.

С алмазами закончили - теперь полировка пастой ГОИ или Green Rouge или оксидом хрома. Но сначала ее надо немного подогреть, размягчить - я для этого использую лампу. Нагрев немного кожу намазываю густо новый слой пасты и оставляю греться. После разогрева пасты до мягкого состояния начинаю полировать РК. Замечу, что не доводить, а полировать после того, как нашел правильное положение, делаю 100 движений. Тут нет такого очевидного критерия как заусенец, поэтому полирую с запасом. Главное на этом этапе не закруглить РК. Это то, что собственно все и делают на этом этапе, отсюда и всякие разговоры о "мыльном" резе полированных клинков. На самом деле практически все РК закругляют и от этого она делается тупее, отсюда и "мыльный" рез. Надо, во-первых, не давить и, во-вторых, держать клинок так, чтобы РК едва-едва касалась поверхности кожи. Тут лучше набраться терпения и не торопиться, она все равно полируется со временем и силу применять не надо.

После 100 проходов на одной стороне, делаю аналогично 100 проходов на другой. После основного полирования - по 100 раз с каждой стороны, я выравниваю РК, меняя стороны. Делаю это 50 раз, поскольку не знаю реального критерия оценить состояние РК, кроме тестирования нитью, но это слишком долго. Так что с запасом полирую и очень аккуратно, еще нежнее, чем на предыдущих стадиях.

Самые последние проходы - очень тихонько и аккуратно, почти на весу держу нож. Но опять же едва касаясь самой кромкой поверхности кожи.

Ну вот, после 50 финальных проходов, заточка готова. Осталось проверить качество путем строгания собственного волоса.  

Я думаю, что все разговоры о недолговечности высокой заточки - результат отламывания заусенца. Определить его наличие можно, только тестируя на нитке или строгая волос.

Мои эксперименты показали, что руку бреет и 45 микронная РК (после DMT Coarse) и 9 микронная (после DMT Extra Fine) легко и это лишь показывает отсутствие заусенца. А вот волос строгается только на субмикронном уровне.

Для заточки на алмазах без заусенца - нет проблем то же попеременное заточка - одна сторона - вторая сторона и без давления. Так заусенец и снимается на алмазах. Однако волос строгать не будет.

Угол у меня всегда 30 градусов, другого не практикую, но получается наверно поменьше, за строгость соблюдения угла не ручаюсь, думаю, что все равно получается типа линзы, все же руками точу не машинкой. 

Паста ГОИ ничуть не хуже алмазных паст, а цена бросовая. Однако для CPM S90V и для ZDP189 завершаю после ГОИ алмазным порошком в 100000 Mesh, что есть 0.15 микрона, иначе волос не строгает.

Способов заточек существует много, разговоров о них еще больше... Я привожу конкретный метод и конкретные результаты. Я слова свои подтверждаю строганием волоса, чего хотел бы услышать в случаях, когда идут разглагольствования о той или иной заточке или коже и прочее.




Маркировка камней DMT:

Цвет

Буквы

Название

Mesh

microns

Серебренный

XX

Extra Extra Coarse

120

120

Черный

X

Extra Coarse

220

60

Синий

C

Coarse

325

45

Красный

F

Fine

600

25

Желтый

E

Extra Fine

1200

9

Цвета кожи (Tan)

EE

Extra Extra Fine

8000

3


Долговечность алмазов

Все время меня спрашивают, насколько долговечны алмазы. По-моему алмазные точилки настолько превосходят все остальное, что конкуренты лихорадочно пытаются, что-то выдумать, как бы с алмазами побороться еще. Я могу понять разговоры о преимуществе, например керамики и водяных камней, которые опережают алмазы абразивах меньше 9 микрон - алмазы пока такие не делают. По мне так тут Паста ГОИ или Green Rouge или Оксид Хрома, легко делает любой водяной камень - не зря же его используют для шлифования линз высокоточной оптики, а на самый последний случай имеется порошок 100000Mesh - 0.15 микрона.  Действительно, водяные камни и керамика могут делать то, на что алмазы еще не способны. Но меня сильно раздражает черный Пиар, который запускают про алмазы - типа они недолговечны - ничего подобного! Я список на BF выложил - они придумали типа, что это все на твердых сталях, а мягкие типа каким-то образом алмазики обволакивают и выковыривают - чушь полная. Я и мягкие и твердые стали точил - ничто алмазы не берет.

Долговечность заточки

По поводу долговечности строгающей волос заточки - недели три назад подтачивал нож, тогда восстановив строгающую волос заточку, я реши побриться местами, именно под нижней губой, надо сказать, что брить лицо сложнее, чем предплечье,  но я все-таки побрился. С того момента я этим ножом усиленно пользовался - конкретно нарезал кучу акварельной бумаги на квадратики стороной 2 1/4" из листов 6 1/2" на 9", всего 260 квадратиков,  резал на деревянной подложке, так что нагрузка на РК была та еще. Сегодня решил опять побриться, на наглядном примере показать, что хорошо отполированная РК держит заточку гораздо лучше не полированной - "рабочей" РК. Что же побрился, в том же самом месте! Конечно не так, как в первый раз, заняло это чуть больше времени. Брился я специально тем участком РК, которым резал бумагу.

Посчитал, сколько же я бумаги порезал, получилось  23.46 метра толстой акварельной бумаги на сосновой доске, и после этого брил лицо! Наверно это достаточно убедительное доказательство того, что полированная РК никак не уступает в стойкости не доточенной.  Но и на других сталях результат не хуже
Категория: Мои статьи | Добавил: adrenal1n (15.06.2009)
Просмотров: 9123 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 1
1 Виталий  
0
Cпаасибо! Доступно, чувствуется рука мастера.Обязательно поробую. У меня набор ножей , хотелось бы узнать Ваше профессиональное мнение о том, как котируется эта фирма и ее сталь. Вам хороших клиентов, благополучия и счастья!
С уважением Виталий Федорович.

Имя *:
Email *:
Код *: