Главная » Статьи » Мои статьи

История развития художественной ковки в России
История художественной ковки тесно связана с развитием кузнечного дела. Она прошла долгий путь от простых рукотворных металлических изделий до неотъемлемой части декоративного искусства. Металл подвергается различным способам обработки, не теряя своей прочности и долговечности, что делает его незаменимым сырьем, а художественную ковку - уникальной возможностью создавать оригинальные вещи и даже произведения искусства.
Истоки кузнечного дела в России

На Руси кузнечное дело начало свое развитие с холодной ковки. Этот способ давал возможность придать металлическому изделию нужную форму и улучшить качество металла, извлекая из него примеси (тогда это называлось «выжать из него соки»). С появлением первого кузнечного горна, для обработки стали доступными не только медь и олово, но и ранее неподатливое железо. Так, в начале Х века, началась история художественной ковки.

В то время основным сырьем была болотная или озерная руда. Кузнечное ремесло включало в себя не только сам процесс создания готового изделия, но также добычи руды и получения заготовок. Кузнечный горн прошел долгий путь от домашнего очага до специально профилированной кузницы, со своим аналогом современных доменных печей, миниатюрных печей - домниц. Это привело к возникновению различных кузнечных профессий, например «кузнец металла», «кузнец серебра» «кузнец меди». Со временем эти профессии сменили домники, оружейники, щитники и др.

К изделиям мастеров по металлу Х – середины XIII относится широкий ассортимент от обычных гвоздей, серпов и ножей, до более сложных предметов, таких как цепи, сбруи, замки и многое другое. Эти факты многократно подтверждены археологическими раскопками.

В XIII веке кузнецы выходят на широкий рынок и налаживают массовое производство. Постоянно совершенствуя свое мастерство и изучая новые технологии, начинают производство кольчуг. Предположения о возможном ввозе этих изделий на Русь из восточных стран, опровергаются историческими записями. В них часто упоминается о наличии кольчуг у славян, но нет ни одного документа, подтверждающего их продажу или обмен. Как результат самосовершенствования кузнечного дела, новгородские оружейные мастера начинают выпуск клинков, которые имеют большую прочность, гибкость и твердость.
Положение кузнечного дела после нашествия Золотой Орды

Война принесла упадок не только русским городам, но и всему обществу. Последствием татаро-монгольского ига стало отставание в развитии городов от Европы. Упадок коснулся и кузнецов: они утратили большое количество сред производства, а главное - самих технологий. Многие предметы, привычные для более ранних периодов, не были найдены археологами, исследовавшими найденные свидетельства указанного времени.

Возрождение художественной ковки началось примерно с середины XVI века. Возросшие запросы военных сделали основным направлением обработку железа. Впервые были созданы клепаные и кованые пушки. Панцири и многие другие доспехи русских оружейный мастеров вывозились в Крымское ханство. Новым шагом в развитии ковки стало использование различных узоров и завитков для украшения готовых изделий. Позднее эти приемы нашли свое место в архитектуре. XVII век стал веком перевоплощения «деревянной» Москвы в «каменную». Церкви и светские здания окружались заборами и воротами уникальной ручной работы. Отдельные элементы соединялись благодаря кузнечной клепке и сварке.
Переход художественной ковки в архитектуру в XIX веке

В XIX веке начали использовать сочетание кованых и литых изделий. Стиль «классицизм» подарил нам прекрасные композиции на балконах и оградах особняков. Развитие технологического прогресса ставит перед русскими кузнецами новые задачи. Мастера ковки осваивают производство фонарей и лестничных перил. С этими изделиями они вошли в эпоху «модерна». Уникальные очертания зданий позволили реализовать приемы художественной ковки в изготовлении коньков крыш и козырьков. Ни одно общественное и муниципальное здание не обходилось без металлических украшений. К сожалению, развитие художественного литья стало вытеснять кузнецов, и, начиная с 1830 года, ковка уступила большинство своих позиций. Но этот период не быль очень долгим, уже в начале 80-х годов кузнечным делом заинтересовались скульпторы.
Художественная ковка и современность

В наши дни уникальность кованых изделий вновь становится все более востребованной. Современные дизайнеры часто используют металлические изделия для наружной отделки домов и в изготовлении мебели.

Художественная ковка знала свои взлеты и падения. Ее история полна легенд и загадок, которые еще долго будут занимать историков и археологов. Сейчас она переживает очередной подъем. Новые технологии производства позволяют создавать все более изящные и уникальные изделия, что явно свидетельствует о широкой перспективе этого вида искусства.
Категория: Мои статьи | Добавил: adrenal1n (15.07.2010)
Просмотров: 2073 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: